Новости

О новациях законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

О новациях законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

05 февраля в 19:02

В Общественной палате РФ 5 февраля прошло заседание Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием, на котором обсуждались принятые и запланированные изменения в избирательном законодательстве Российской Федерации.

Модератором дискуссии выступил председатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.

Секретарь Центральной избирательной комиссии РФ Майя Гришина обратила внимание на то, что в целом нормативная законодательная база выборов подготовлена, в том числе законодательные параметры выборов в Государственную думу РФ и региональные парламенты. Среди важнейших новаций, которые будут применяться на выборах в Государственную думу РФ, она назвала мобильное голосование и дистанционное электронное голосование, которое будет организовано в шести субъектах РФ, включая Москву, — в настоящее время решается вопрос, какие еще регионы готовы к такому голосованию.

Майя Гришина напомнила, что законом от 31 июля 2020 года предусмотрено, что по решению ЦИК на выборах депутатов Государственной думы РФ голосование можно проводить в течение нескольких дней, но не более трех подряд. По ее словам, ЦИК примет решение о проведении трехдневного голосования и относительно остальных выборов, которые пройдут в единый день голосования 3 сентября, в течение 10 дней после объявления о начале избирательной кампании.

«Голосование в течение нескольких дней в тех или иных форматах мы попробовали в прошлом году. В том числе такое голосование продиктовано изменившимися стандартами поведения выборов с учетом необходимости охраны здоровья. Оказалось, что такой формат удобен и востребован для избирателей», — подчеркнула Гришина и напомнила, что при проведении трехдневного голосования день тишины наступит за три дня до основного дня голосования, т. е. в четверг.

«Все эти дни агитация запрещена согласно законодательству», — предупреждает секретарь ЦИК.

Также Майя Гришина заверила, что все стандарты, выработанные и хорошо зарекомендовавшие себя на выборах в течение нескольких последних лет, будут применяться и этом году: использование комплексов электронного подсчета голосов, всеобщее видеонаблюдение на избирательных участках и т. д.

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, член координационного совета Александр Брод заявил, что основной вектор развития российской избирательной системы направлен на расширение возможностей проголосовать, на создание условий для реализации избирательного права — это повышение уровня комфорта процедуры голосования, постоянное совершенствование электоральной процедуры на основе гласности, открытости и прозрачности. Данные социологов, говорит он, свидетельствуют о росте доверия населения к выборам.

«Новые формы голосования: мобильный избиратель, электронно-дистанционное голосование, многодневное голосование — позволяют сделать выборы более доступными, более комфортными и более безопасными, особенно в условиях пандемии», — утверждает эксперт.

По его мнению, очень важно приложить усилия к процессу подготовки наблюдателей, а также вести мониторинговые кампании на предмет выявления проблемных моментов. В ряде регионов, заметил Александр Брод, уже начали открываться общественные штабы по наблюдению за избирательными процессами.

Максим Григорьев обратил особое внимание на важность общественного контроля при проведении электронного голосования — в рамках координационного совета создана отдельная рабочая группа по общественному контролю за дистанционным голосованием, которую возглавил первый заместитель председателя координационного совета Александр Малькевич.

«Мы понимаем, что за таким голосованием будущее, но здесь важны не только вопросы технической возможности, но и привычки гражданами этим пользоваться», — подчеркнул общественник.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Артем Кирьянов обратил внимание на вопрос агитации в сети Интернет, который, по его мнению, требует законодательного решения.

«Интернет занимает все большее место в реальной жизни, оказывает значительное влияние на целый ряд возрастных групп, выполняет функции СМИ, поэтому агитация в сети Интернет должна быть максимально регламентирована законодателем», — убежден он.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Константин Комков затронул тему проведения экзитполов: «Сегодня нет регламентации ограничений, и некоторые компании, вписавшие во второй пункт устава некую социологию, устраивают некие голосования или опросы на выходе из участков для проверки так называемой карусели. Эти проверки не всегда оправданные. Можно подумать над вариантами регулирования».

Член Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Владимир Журавлев высоко оценил такие законодательные новеллы, как возможность обращаться в Роскомнадзор по вопросам незаконной агитации, а также более четкий и эффективный порядок рассмотрения вопросов по обжалованию отказа на регистрацию в кандидаты: «В законе осталась норма, что после определения судом незаконности в отказе регистрации, суд может и принять решение об отмене результатов выборов. Это говорит о том, насколько позитивна практика рассмотрения вопросов по отказу в регистрации».

Алена Булгакова, заместитель председателя Координационного совета, исполнительный директор ассоциации НОМ, убеждена, что совершенствование избирательного законодательства укрепляет суверенитет государства посредством обеспечения безопасности и равноправия в сети Интернет, свободы слова. «Безусловно, особую роль играют поправки относительно кандидатов, которые выполняют функции иностранных агентов или финансируются за счет получения средств иноагентов».

Алена Булгакова уделила внимание проблеме фейковой информации: по ее мнению, должна вестись не просто борьба, а профилактика фейков. «Фейки появляются там, где есть информационный вакуум. Задача общества — заполнить этот вакуум в преддверии выборов», — говорит она.

Наталья Кирюхина, член ОП РФ от Севастополя, обеспокоена возможностью размещения агитационных материалов на украинских ресурсах — проблема актуальная для Севастополя и Крыма. Майя Гришина посоветовала обращаться в таких случаях в региональные избиркомы, что касается возможностей блокировки — они станут ясны после принятия соответствующего закона.