Новости

Представители регионов ПФО обсудили в Самаре вопросы организации наблюдения за голосованием

Представители регионов ПФО обсудили в Самаре вопросы организации наблюдения за голосованием

26 марта в 19:10

В Самаре состоялся межрегиональный семинар-совещание по вопросу организации общественного наблюдения за процедурой голосования по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации.

Участие в мероприятии приняли руководители и представители общественных палат Приволжского федерального округа, а также руководитель рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по мониторингу реализации избирательных прав граждан Максим Григорьев.
 
«Общероссийское голосование по инициированному Президентом России Закону РФ о поправке к Конституции Российской Федерации „О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти“ — значимое событие, которое требует серьезного контроля со стороны общества с целью обеспечения высокой степени легитимности очень важных изменений действующей Конституции. В рамках последних выборных кампаний (включая такие крупные, как выборы Президента РФ, выборы глав регионов) в России сформировалась практика организации голосований под контролем общественных наблюдателей, назначаемых федеральной и региональными общественными палатами. Наши общественные наблюдатели имеют независимый статус, что эффективно влияет на соблюдение законодательных процедур во время голосования. Уверен, что и в этот раз совместными усилиями нам удастся подготовить необходимое количество грамотных, ответственных общественных наблюдателей, решить все задачи, которые перед нами стоят», — отметил, приветствуя коллег из других регионов, председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер.
 
«Цель состоит в том, чтобы все избирательные участки были под общественным наблюдением на протяжении всего процесса голосования: с момента открытия участка и до момента подведения итогов. Конечно, одному человеку это тяжело, нужно организовывать дежурства наблюдателей. Очевидно, что чем больше избирателей на участке, чем больше на нем будет урн для голосования на дому, тем больше наблюдателей стоит назначить на такой участок, — подчеркнул Максим Григорьев. — Все возможности по распределению общественных наблюдателей по участкам находятся у общественных палат регионов. Это сделано специально, потому что в регионах, на местах лучше знают ситуацию на территории».
 
Стоит учитывать, что общественные палаты регионов назначают наблюдателей на конкретный участок, и перемещаться на другие участки для осуществления процесса наблюдения такие наблюдатели не могут. Лишь небольшое количество наблюдателей, назначенных в территориальные либо региональные избирательные комиссии, могут в составе мобильных групп выезжать на различные избирательные участки. Особенность организации общественного наблюдения на общероссийском голосовании по изменениям в Конституцию РФ: в качестве общественных наблюдателей, назначаемых общественными палатами, могут выступать муниципальные депутаты. Политические партии не смогут напрямую направлять наблюдателей на участки, но имеют возможность сделать это через общественные палаты.
 
По мнению Максима Григорьева, ожидаемый перенос даты общероссийского голосования позволит общественникам еще лучше подготовиться к осуществлению общественного контроля, качественно обучить необходимое количество наблюдателей. При этом член ОП РФ призвал региональные палаты все же не отступать от ранее намеченного графика: списки наблюдателей (которые, разумеется, будут в дальнейшем дополняться и уточняться) в федеральной Общественной палате ждут уже в ближайшее время.
 
Отметив, что общественные палаты регионов ПФО давно и плотно занимаются вопросами общественного контроля за выборами, Максим Григорьев предложил построить встречу «в абсолютно практическом формате».
 
Представители региональных общественных палат откликнулись на это предложение и озвучили множество вопросов, касающихся процедуры общественного наблюдения, на которые федеральный эксперт дал развернутые ответы.
 
«У нас налажено продуктивное взаимодействие с Общественной палатой Самарской области. За два года существования институт общественного наблюдения уже доказал свою эффективность. Это действительно независимый институт, который позволяет укрепить доверие граждан к результатам избирательных кампаний. Еще большее значение он приобретает при проведении такой уникальной процедуры, как общероссийское голосование, поскольку в данном случае предусмотрено назначение наблюдателей исключительно со стороны общественных палат федерального и регионального уровней. Отдельного внимания заслуживает взаимодействие с общественными наблюдателями по вопросам голосования до дня голосования на территории избирательных участков (аналог досрочного голосования на выборах), голосования вне помещений до дня голосования и голосования в отдаленных территориях, либо территориях, транспортное сообщение с которыми затруднено. Очень важно, чтобы во всех этих случаях присутствовали общественные наблюдатели», — подчеркнул заместитель председателя Избирательной комиссии Самарской области Алексей Солдатов, заверив, что Облизбирком со своей стороны готов оказывать все необходимое содействие в обучении общественных наблюдателей.
 
«Тренд на развитие участия населения в управлении государственными делами через различные институты непосредственной демократии будет иметь постоянный характер, и нам нужно вырабатывать идеи и реальные способы и методы их реализации по обеспечению действительного народовластия, — считает сопредседатель рабочей группы Общественной палаты Самарской области по мониторингу реализации избирательных прав граждан, профессор Виктор Полянский. — Что касается организации общественного наблюдения на выборах, а также в ходе проведения общероссийского голосования, то мы должны быть, насколько это возможно, уверены в том, что наши наблюдатели не будут источником напряженности, а тем более конфликтов на избирательных участках. Думаю, что совместно с общественными объединениями, в том числе политическими партиями, во взаимодействии с избирательными комиссиями и при содействии органов власти мы сможем организовать работу по формированию пула общественных наблюдателей на должном уровне».
 
В ходе этой работы Общественная палата Самарской области выстраивает также взаимодействие с общественными палатами (советами) муниципальных образований. В муниципалитеты разослана соответствующая информация, в том числе разработанные Общественной палатой РФ Положение о порядке приема предложений о кандидатурах для назначения наблюдателями и назначения наблюдателей за проведением общероссийского голосования, Кодекс этики наблюдателя. Кроме того, региональные общественные палаты заключают соглашения с общественными объединениями.
 
Так, Общественной палатой Самарской области уже подписаны соглашения «о совместной работе по подготовке общественных наблюдателей на референдуме, выборах депутатов, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, общероссийском голосовании» с 14 некоммерческими (в том числе, крупными общественными) организациями.
 
Представители общественных объединений области приняли участие и в межрегиональном семинаре-совещании, а завершилось мероприятие подписанием очередного соглашения: подписи под документом поставили Виктор Сойфер и руководитель АНО «Самарский Центр развития добровольчества» Татьяна Санникова.
 

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области